Скачать афишу фестиваля
(формат *.jpg,
324 кБ)
Скачать
пресс-релиз
фестиваля
в редакторе Word
(144 кБ) |
Проводимый Домом Русского Зарубежья имени А. И. Солженицына фестиваль поэзии и авторской песни «Белая Лира» — первое подобное мероприятие в России, имеющее целью собрать на одной сцене авторов и исполнителей, чье творчество посвящено Белому Движению, Русскому Воинству, Российскому Зарубежью.
Поэтическое отражение Белого Дела берет начало уже в эпоху Гражданской войны. Написанные непосредственными очевидцами или участниками происходивших событий, стихи и тексты песен публиковались на страницах газет и журналов, выходили отдельными сборниками. Несмотря на безыскусность некоторых из них, они очень хорошо передавали атмосферу тех трагических лет. Поэтическое и песенное творчество стало неотъемлемой частью и культуры Русского Зарубежья. Навсегда вошел в сокровищницу не только отечественной, но и мировой литературы поэтический цикл Марины Цветаевой «Лебединый стан». Не меньшей пронзительностью и искренностью отличаются стихи непосредственных участников борьбы, чьи имена (конечно, менее известные) сейчас возвращаются и на родину: Николая Туроверова, Ивана Савина, Арсения Несмелова, Федора Касаткина-Ростовского…
Понятно, что в СССР в силу господства коммунистической идеологии не заходило и речи об обращении к «белогвардейской» тематике в поэзии, а те авторы, которые все-таки пытались ее затронуть, могли подвергнуться гонениям. Определенный интерес к сугубо внешней стороне Белого движения возник в обществе со второй половины 1960-х годов, после выхода на экраны ряда фильмов, в которых едва ли не впервые Белые офицеры были показаны не исчадиями ада, а обычными людьми, с присущими им хорошими и плохими чертами.
В результате такого «интереса» в сознании обывателя появился стереотипный образ Белого офицера: дворянин, всенепременно в чине поручика, с орденом Святого Георгия и золотыми аксельбантами на мундире, и т. д. Огромную популярность завоевали и соответствующие песни, написанные в этот период (самая известная — «Поручик Голицын»). Эту волну подхватили и некоторые представители «третьей волны эмиграции». И зазвучали по ресторанам да из автомагнитол «берущие за душу» строки, совершенно никакого отношения к подлинным героям Белого Дела не имеющие…
Однако и в советское время, и в наши дни были и есть люди, глубоко понимающие трагедию России, судеб своих соотечественников — жертв братоубийственной войны, изгнанников-эмигрантов. Долгие годы у них не было надежд опубликовать свои произведения, да и публичное их исполнение могло обернуться репрессиями. Тем не менее стихи и песни создавались. Начиная с 1990-х годов и по сей день Белая тематика присутствовала и в творчестве некоторых рок-музыкантов. Для одних это была дань сиюминутной моде, другие действительно пытались осмыслить трагедию Русской Смуты XX века.
Большинство этих песен и сейчас не звучит в эфире популярных радиостанций и с экранов телевизоров, но все же они находят путь к душам слушателей. И хотя, пожалуй, немногие из поэтов и бардов обращаются к «неходовой» в современном больном обществе Белой тематике, — и сейчас на общем безрадостном фоне пробиваются живые поэтические ростки.
На фестивале «Белая Лира» организаторы и хотят прежде всего собрать как действительно интересующихся и неравнодушных слушателей, так и самых разных авторов и исполнителей, — разных жанров, разных поколений, — честно, искренне, с болью и с гордостью относящихся к этой сложной, трагической и в то же время героической теме.
|
|